Чрезвычайно пеструю картину представляют проектировки кухонь всех представленных, к IV пленуму союза проектов детучреждений и родильных домов. Приведенная выше таблица отвечает значительные колебания в нормативах площадей кухни. Следует, например, отметить, что в проекте яслей на 25 коек Госздравпроекта общая площадь кухни (10,21 м2), особенно при наличии печи и двух дверей, безусловно мала.
Кухня детского сада на 25 детей (проектная мастерская Наркомпроса) имеет совершенно недостаточную площадь 10,7 м2 и всего лишь одну раковину и один стол. Запроектированная кладовая в 2,1 м2 с окном и дверью практически не может быть рационально использована. Совершенно не указываются нормативы кухонной площади, приходящейся па одного ребенка по всем почти проектам. В ряде проектов нет прилегающей к кухне кладовой для продуктов. В типовом проекте родильного дома Госздравотдела на 16 коек площадь буфета с плитой и «титаном» имеет 10,2 м2, предусмотрен один однометровый стол.
В проекте родильного дома на 35 коек Наркомздрава размер кухни весьма велик — 35,5 и., включая, однако, мойку и заготовительное отделение. Выделение мойки и заготовительной в отдельное помещение в практике обычно не оправдывается. Плита указана совершенно непонятных габаритных размеров 175X150 см.
Размеры запроектированных школьных буфетов (столовых) и помещений для подогрева и приготовления пищи имеют очень значительные колебания для школ равного объема; так, например, для школ на 880 учеников по проекту архитектурно-проектной мастерской Наркомпроса размер помещения для подогрева пиши, включая кладовую (с отдельной дверью площадью 0.77 м) составляет всего лишь 11.5 м. В проекте ар. Рогайлова — 15,67 м и арх. Джуса — 20.9 м (лучшее решение).
Ту же картину представляют площади буфетных зал, колеблющиеся от 64,96 м до 97,62 м (более правильное решение).
Надлежит, однако, заметить, что проблему большей пропускной способности буфетного зала решают не только размеры его площади, но и правильно выбранный тип мебели, ее размещение и организационная сторона самого обслуживания (быстрота подачи блюд, минимальный разрыв между сменами и т. д.). Однако среди представленных проектов нет ни одного полного рационально разработанного проекта с приведением расчета пропускной способности кухни и полным размещением всего оборудования; в большинстве случаев нанесены лишь плита, титан, мойка и раковина. При этом размещение данного оборудования говорит о полной непроработанности условий эксплуатации кухни.
Например, в проекте Госздравотдела яслей на 120 детей оборудование размещено совершенно неудачно: с двух сторон торцом поставленной плиты почти вплотную стоят титан и раковина. Как у этой плиты можно работать — неизвестно. Столь же нецелесообразно размешен и единственный стол. Таким образом, можно констатировать, что до сих пор ни проектные организации, ни сами ведомства не приступили к проработке кухонь и буфетов с усовершенствованным оборудованием.
Равным образом промышленность, не получая задания, не выпускает и не проектирует выпуска специализированного оборудования для кухонь и комнат питания детучреждений. За последнее время в США получили большое распространение школьные кафетерии. Принцип кафетерия заключается в изготовлении непосредственно в зал<- на специальной стойке всех основных блюд, получаемых в виде полуфабрикатов с заготовительной фабрики, с одновременным отпуском потребителю горячих напитков, буфетного ассортимента и т. д. Достоинство кафетерия в школах - это быстрота обслуживания во время перерывов. Кафетерии при школах дают ребенку возможность получать горячее питание (котлеты, овощные блюда, чай, кофе) и стандартные завтраки, состоящие из определенного набора продуктов, заранее изготовляемых на специальных фабриках.