Районирование городской территории. Переход к комплексной застройке

Рассмотрим проект жилого района вдоль проспекта им. Н. И. Смирнова. В основу планировочной структуры этого района с населением в 33,7 тыс. чел. положена система транспортных магистралей, которые членят территорию на 6 кварталов площадью от 9 до 28 га.


Район пересекается линией высоковольтной электропередачи и магистральной улицей общегородского значения с интенсивным движением транспорта, которая является в то же время главной. Пешеходная доступность остановок городского транспорта преувеличена.

К недостаткам проекта следует отнести также пересечение жилого района городской трассой (Белоостровской улицей) и отсутствие проходящей параллельно железнодорожной линии автодороги, на которую можно было бы переключить движение грузового транспорта с проспекта им. Н. И. Смирнова и Торжковской улицы. В районе резко занижена площадь зеленых насаждений общего пользования, не превышающая 4 м2 на человека и, кроме того, отсутствуют спортивные устройства районного и микрорайонного значения.

Несовершенна организация обслуживания населения, особенно районными учреждениями. Вместимость некоторых учреждений оказалась заниженной. Более того, в районе не предусмотрены больница, родильный дом, а поликлиника размещена на расстоянии 1,5 км от основного массива застройки. Что касается предприятий торговли и общественного питания, то они встроены в первые этажи нетиповых жилых домов, выходящих на транзитные магистрали. Это создает большие неудобства для населения, ухудшает технические и эксплуатационные качества и повышает стоимость строительства.

Огромный объем строительства, переход к комплексной застройке обширных территорий предъявили новые требования к архитектурно-планировочной структуре жилого района и определению его содержания. Они связаны со стремлением повысить градостроительные качества застройки, создать максимальные удобства проживания для населения и одновременно снизить стоимость строительства и обеспечить рентабельную эксплуатацию сети обслуживания. Эти требования, в общих чертах, сводятся к следующему:
1) определение жилого района как основного структурного подразделения крупного города, в пределах которого население обеспечено полноценным трехступенчатым культурно-бытовым обслуживанием первичного, повседневного и периодического характера;
2) последовательное проведение принципа микрорайонирования, имея в виду, в первую очередь, образование жилых комплексов, оптимальных по численности населения и размерам, с полным составом учреждений повседневного пользования;
3) выявление центрального комплекса учреждений периодического пользования как базы для организации общественной жизни населения района и центра архитектурно-пространственной композиции;
4) организация транспортного обслуживания при обязательном исключении транзитных потоков городского транспорта через район;
5) выявление структурного значения системы зеленых насаждений с различными устройствами для отдыха и развитие сети пешеходных дорог;
6) функционально-обоснованное и экономически целесообразное распределение территории жилого района.

Существенные недостатки имеются также в планировке и застройке жилого района Малой Охты. Этот район пересекает транспортно-напряженная магистраль непрерывного (скоростного) движения.

Сетка улиц расчленяет территорию на ряд мелких прямоугольных кварталов. Площадь их колеблется от 6 до 18 га, а квартала 31 равна 35 га. Численность населения отдельных кварталов весьма различна. Вследствие этого школы расположены так, что большинству учащихся приходится пересекать транспортные магистрали. Насаждения общего пользования районного значения представлены садами и скверами, расположенными в виде разрозненных небольших пятен на периферийных участках. Малые размеры садов снижают возможности их внутренней функциональной организации, а расположение не отвечает требованиям пешеходной доступности.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.



Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>