Второй очень важной проблемой, возникающей при формировании планировки и застройки большого города, является необходимость органической взаимосвязи новых районов со старыми. В этой связи поиски архитектурного облика новых жилых районов приобретают особое значение в условиях Ленинграда-города прекрасных архитектурных ансамблей, созданных рядом поколений выдающихся русских зодчих на основе умелого использования природных условий.
В ходе исторического развития сформировались ярко выраженные архитектурно-планировочные традиции города. Современный этап его развития, характерный небывалым масштабом массового жилищного строительства, открывает широкие возможности для дальнейшего прогресса и расцвета архитектуры.
Именно сейчас, как никогда раньше, важно не только сохранить богатейшую архитектурно-градостроительную культуру, но и обогатить ее в процессе дальнейшего территориального роста города. При этом бесспорно, что простая аналогия или механическое повторение того, что было создано в прошлом, в новых социальных условиях конечно неприемлемы. Формируя новые районы, нужно и важно учитывать только основные принципы композиции блестящих архитектурных ансамблей старого Петербурга. Каковы же эти градостроительные принципы?
Ансамблевая застройка, ясность и четкость планировки, тонкое чувство соразмерности зданий и открытых пространств, сдержанная, но выразительная силуэтность застройки, активное использование зеленых насаждений и цвета, учет природных особенностей — вот характерные черты ленинградских градостроительных традиций.
Последнее относится не только к Ленинграду. Сейчас, когда основную архитектурную ткань жилых районов и микрорайонов образует строительство массовых зданий: жилых домов, школ, детских садов, яслей, магазинов и т. п., именно они, а не уникальные сооружения предопределяют архитектурный облик социалистического города. Глубоко демократический характер зодчества коренным образом изменил задачи создания ансамблей и их назначение. Ансамблевая застройка из уникального архитектурного явления должна стать широко распространенной, массовой.
Развитие и обогащение этих традиций с учетом архитектурно-планировочной и инженерной целесообразности, требований современного индустриального строительства является единственно правильным творческим методом в работе по созданию новых жилых районов. К сожалению, до последнего времени в их формировании, при общем правильном прогрессивном развитии планировки, имеется ряд серьезных недочетов.
Пожалуй, крупнейшим из них является недооценка эстетики застройки и ее ансамблевой организации. Этой стороне деятельности градостроителей в настоящее время должно быть уделено максимальное внимание. При этом формирование новых жилых ансамблей должно соответствовать нашему представлению о городе будущего, городе со свободными, открытыми и озелененными пространствами, городе, пронизанном солнцем, светом. Как уже сказано, массовый переход к индустриальному строительству по типовым проектам открывает широкие возможности дальнейшего развития градостроительного искусства.