Мосты и трубы. Применение местных строительных материалов

Немаловажным достоинством рассматриваемых мостов является возможность применения для них местных строительных материалов (камня, песка, гравия). В местностях, где имеется хороший строительный камень, представляется возможность употребить его в качестве основного материала моста, значительно сократив таким образом расходы на его транспортирование; в особенности это относится к малым мостам и трубам, удельный вес которых среди общего объема всех искусственных сооружений на автомобильных дорогах весьма велик.

19-12-2016_20%c2%b736%c2%b733


Благодаря массивности каменных мостов на них мало влияет динамика временной нагрузки, а также увеличение веса последней с течением времени. Так, многие старые каменные мосты, возведенные в самом начале появления железных дорог и рассчитанные на существовавшую тогда сравнительно малую временную нагрузку, в настоящее время без усиления оказываются способными выдерживать современные тяжелые железнодорожные составы. Здесь, однако, нужно указать, что современные большепролетные каменные мосты с облегченными надсводными строениями, в которых материал сводов, использован больше обладают этой способностью в значительно меньшей степени.

Большим достоинством каменных мостов является их дешевая эксплуатация; если сооружение тщательно выполнено и надлежащим образом устроена гидроизоляция, оно потребует лишь содержания в исправности одежды ездового полотна (как и на остальных участках дороги вне моста) и периодической, через несколько лет, расшивки швов облицовки, т. е. минимальных по стоимости работ.

Каменные мосты дают широкие возможности их архитектурной обработки, что является особенно ценным для городских мостов. При соответственном выборе внешности каменных мостов они могут быть хорошо увязаны с общим архитектурным ансамблем окружающей застройки. Также хорошо вписываются такие мосты и в природные условия внегородских дорог.

Такие большие достоинства каменных мостов наряду с общей простотой конструкции давали многим авторам основание указывать, что при проектировании каждого перехода первое решение, которое нужно испробовать, — это решение в виде каменного моста. Однако, отметив достоинства этих мостов, необходимо указать и на ряд недостатков, особенно в современных условиях, значительно ограничивающих область применения таких мостов.

Большой собственный вес каменных мостов требует больших объемов опор. Хотя каменный свод из естественного камня и является более гибким, чем бетонный или железобетонный, он допускает появление в нем только весьма небольших растягивающих напряжений, что ограничивает возможность его возведения на основаниях, не дающих больших осадок. Введение же шарниров в каменных мостах усложняет, а потому ухудшает и удорожает эту простую конструкцию и эксплуатацию моста.

Недостатком каменных мостов является необходимость устройства для возведения сводов солидных кружал, конструкция которых усложняется и удорожается с увеличением пролета и стрелы сводов.
Самым большим недостатком каменных мостов из естественного камня является наличие трудоемких, главным образом ручных работ по возведению каменной кладки, с трудом поддающихся механизации и индустриализации. При современных методах и темпах возведения сооружений это качество является во многих случаях решающим и заставляющим часто отказываться от каменных мостов целиком из естественного камня.

Мосты, возведенные из монолитного бетона, значительно превосходят мосты из естественного камня в отношении возможности применения механизации и индустриализации. Механизированное приготовление и укладка бетона позволяют значительно ускорить темпы постройки и уменьшить количество необходимой рабочей силы.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.



Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>