Мосты в эпоху феодализма. Расчеты арок и сводов

Усовершенствования, введенные Сежурнэ в приемы работ на мостах, коснулись прежде всего схем кружал.

20-12-2016_23%c2%b726%c2%b740


Вместо применявшихся ранее запутанных статических схем, с лишними элементами при отсутствии необходимых для приведения системы в треугольную связь, он применил простые четкие схемы, поддававшиеся элементарному расчету, с простейшим образованием врубок отдельных частей. Что касается самих приемов кладки, вызывающих малые деформации кружал и гарантирующих от появления трещин в сводах, то они выразились в следующем:
а) кладка свода производилась отдельными кольцами (по высоте свода) с перевязкой швов между камнями соседних колец;
б) выкладка колец выполнялась секциями по длине свода;
в) трамбование пустых швов между секциями осуществлялось полусухим раствором.

Отмечавшееся развитие строительства каменных мостов для нужд железных дорог в первый период их развития в дальнейшем в середине столетия заглохло под влиянием увлечения металлическими мостами. Новое оживление строительства каменных мостов замечается в последнем двадцатилетии XX в.

Разработанные к этому времени расчеты арок и сводов как упругих криволинейных брусьев и успехи в области приемов возведения сводов больших пролетов создали предпосылки для дальнейшего успешного развития строительства каменных мостов. Нужно также отметить, что достигнутые успехи во многом обязаны стремлению всемерно удешевлять стоимости каменных мостов путем применения в различных частях сооружения материалов (камень и растворы) и видов кладки различного качества в зависимости от тех требований, которые предъявляются к работе этих частей. Это и дало возможность создавать каменные мосты, по стоимости конкурировавшие с мостами из других материалов.

В период с 1880 по 1900 г. и затем в первом десятилетии XX в. появился целый ряд каменных сводов с шарнирами и среди них мосты с весьма значительной пологостью; большинство этих мостов сооружено в Германии.

Одним из наибольших по пролету мостов с шарнирами является мост Морбеньо через р. Адду в Италии под железную дорогу нормальной колеи. Пролет свода 70,00 м при пологости его, равной 1 : 7. Свод сложен из штучных камней с толщиной в замке 1,50 м и в пятах 2,20 м. Стенки надарочного строения шириной по фасаду 1,10 м несут полуциркульные сводики с 4,50 м из бетона. Шарниры — стальные на железных клепаных коробках, заделанных после раскружаливания свода. В сводах иадарочного строения над пятами предусмотрены швы, продолжающиеся и в парапетах.

В начале XX в. были построены наибольшие по пролетам каменные бесшарнирные мосты под обыкновенную дорогу. Так, мост в Плауен в Саксонии имеет пролет в свету, равный 90,00 м. Условия местности не требовали такого большого пролета, и постройка его вызвана, по-видимому, лишь желанием создать рекордное по пролету сооружение.

В 1899-1903 гг. Сежурнэ построил мост Адольфа в Люксембурге, который положил начало целой серии каменных мостов нового типа. Оконченный на год ранее моста в Плауене, он был наибольшим по пролету после моста Кебин-Джон в Америке, имея расстояние между устоями 84,65 м.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.



Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>