Русские мосты.

В 1516 г. в связи с расширением прудов на р. Неглинной был построен Троицкий арочный шестипролетный каменный мост — настоящий крепостной мост из кирпича с боевой башней — стрельницей Кутафьей (неуклюжей), защищавшей доступ к нему и существующей до настоящего времени. В дальнейшем были сооружены каменные мосты Никольский и Спасский через ров, а при выходе с Красной площади на дорогу, идущую на Тверь, через р. Неглинку был возведен Воскресенский мост.

23-12-2016_12%c2%b724%c2%b743


В начале XV в. каменные мосты возводятся также в Пскове, одной из сильнейших крепостей того времени, выдержавшей до 26 осад.

Описанные выше каменные мосты были лишь незначительными по своим размерам сооружениями. Только в XV в. с развитием территории Москвы и увеличением населения в Замоскворечье назрела необходимость в сооружении большого постоянного моста через р. Москву. Вызванные в 1643 г. из Страссбурга мастера составили только подробный чертеж и смету для нового моста, а также деревянную модель.

Строительство моста началось лишь в правление царевны Софьи в 1687 г., а окончилось в 1698 г. при Петре. До этого при постройке царского дворца в Измайлове (под Москвой) через пруд был возведен каменный Измайловский мост, имевший 14 арок; ограждавшие проезд каменные перила были украшены изразцами, сохранившимися до настоящего времени у Мостовой башни, ведущей на мост. По-видимому, опыт строительства этого моста был использован при постройке моста через р. Москву. Последний официально назывался Всехсвятским — от Всехсвятской воротной башни, находившейся около Кремля и примыкавшей к мосту. На южном конце моста стояла высокая каменная башня с двумя шатровыми верхами. Башня имела три парных выезда в виде отдельных ворот.

Вдоль перил моста шли высокие сквозные каменные аркады, а ближе к берегам вдоль перил шли лавки, как в современных ему западноевропейских мостах.

Своды опирались па весьма массивные быки на дубовых свайных ростверках. Длина моста поверху составляла 140 м, а ширина — 22 м. Около опор моста в дальнейшем были устроены мельницы с плотинами и сливными воротами. Это создавало скопление льда перед мостом, часто вызывавшее повреждение опор . С 1809 г. в течение нескольких лет велись работы по его капитальному ремонту; в таком виде мост существовал до 1857 г., когда ввиду ветхости он был заменен новым трехпролетным металлическим арочным мостом, просуществовавшим до 1938 г.

В 1938 г. был открыт для движения расположенный несколько ниже по течению однопролетный арочный металлический мост пролетом 105,0 м, с развязкой движения по нему и по набережным в двух уровнях, после чего старый мост был разобран. Однако представление о каменном мосте в этом месте так прочно вошло в сознание москвичей, что оба металлических моста продолжали носить название Большого Каменного моста.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.



Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>