Русские мосты. Мосты незначительных пролетов

Расположенный на Невском проспекте в самом центре города мост получил своеобразное, только ему одному присущее выражение благодаря непревзойденным по своей композиции изваяниям четырех конных бронзовых групп работы скульптора П. К. Клодта (1805-1867 гг.).

01-01-2017_23%c2%b730%c2%b757


Этот мост так хорошо увязан с ансамблем Аничкова дворца и набережных, с обликом города, что стоит в одном ряду с известнейшими мировыми архитектурными памятниками.
В 1852-1857 гг. в Тифлисе было построено 2 каменных моста- Михайловский через р. Куру с пятью пролетами по 18,5 м из кирпича и Николаевский через правый рукав реки однопролетный с пролетом в 32 м и стрелой в 1 : 3,6 пролета. Этот мост долгое время являлся наибольшим по пролету нашим каменным мостом.

Несколько ранее, в 1834 г., арх. Е. Д. Тюрин соорудил через овраги Нескучного сада в Москве (ныне Центральный парк культуры и отдыха им. Горького) три гротескных мостика. На Пресненских прудах в Москве известный русский архитектор О. И. Бове возводит небольшой каменный мостик (в настоящее время засыпан). Ряд каменных мостиков появляется в с. Кузьминки (под Москвой), большинство из них — по проектам известного архитектора Д. И. Жилярди, работавшего здесь с 1825 по 1844 г. Около 1837 г. арх. М. Д. Быковским в с. Марфино (под Москвой) создается целый усадебный комплекс одним из центральных элементов которого является фигурный мост.

В конце XX и начале XX вв., кроме многочисленных каменных труб, строились также каменные мосты небольших пролетов на Военно-Грузинской, Батумо-Ардаганской дорогах и в Крыму. Все это были мосты незначительных пролетов с простои внешней обработкой.
Около 1912 г. в Москве через Яузу были выстроены два небольших кирпичных мостика — Матросский и Покровский отверстием по 10,65 м.

В 1910 г. Московской Городской Управой был объявлен конкурс на составление проекта Б. Дорогомиловского моста через р. Москву, который под именем Бородинского предполагалось открыть в 1912 г. — к столетию первой Отечественной войны. В результате конкурса было решено строить трехпролетный ароч-ный металлический мост, который и был выполнен, получив архитектурное оформление, как памятник войны 1812 г.
Среди прочих проектов, представленных на этом конкурсе, был представлен проект и каменного четырехпролетного моста. Доказывая, что Москве белокаменной нужен мост каменный, авторы дали решение в духе средневекового моста с облегченными каменными сводами. Это была первая попытка после проектов каменных мостов через р. Неву дать архитектурно оформленный ансамбль большого каменного моста.

В годы империалистической и гражданской войны строительство массивных мостов совершенно прекратилось.

Великая Октябрьская социалистическая революция дала решительный сдвиг в этом направлении. Уже в 1920 г. были объявлены конкурсы на составление проектов городских мостов через р. Москву — Крымского, Б. Каменного и Б. Краснохолмского. Для Б. Каменного моста само его название наводило на мысль дать решение в камне, и, действительно, на конкурс было представлено 8 проектов массивных мостов. Эти проекты представляли значительный интерес как с расчетной (расчет свода пролетом 76,00 м проф. Белзецкого), так и конструктивной и архитектурной сторон.

Фасад моста дан с наиболее важной в данном случае и потому наиболее богато оформленной стороны — со стороны Кремля, сюда обращен широкий и доходящий до воды лестничный сход на быке. Оценив проект первой премией, жюри конкурса не могло все-таки рекомендовать его к постройке, так как его внешнее оформление скорее подходило к теплому южному климату.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.



Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>