Русские мосты. Свойства долговечности

В 1927-1928 гг. через р. Пахру был сооружен каменный трехпролетный мост. Опоры моста основаны на железобетонных, кессонах, доведенных до скалы. Расчетные пролеты сводов 25 + 35 + 25 м. Каменные сплошные бесшарнирные своды имеют постоянную ширину 8,5 м.

01-01-2017_23%c2%b736%c2%b753


В настоящее время строительство небольших каменных мостиков у нас продолжается в районах, богатых камнем, т. е. на Кавказе и в Средней Азии.
Мост сложен из местного желтоватого песчаника на известковом растворе с пролетом в свету 14,40 м, свод несколько выше полуциркульного. Внешнюю сторону парапета оформляет оригинальный аркатурный пояс, состоящий из восьми неглубоких ниш, в которые вписаны по три декоративных арочки — одна большая и две малых. Арки, карниз парапета и простенки между нишами выполнены из кирпича, все же остальное — из естественного камня. На фасадной стенке над аркой — дата постройки по мусульманскому летоисчислению.

Все сказанное выше позволяет заметить, что каменное мостостроение не отличается у нас большим распространением, а все возведенные сооружения этого рода интересны скорее с архитектурной, чем с инженерной точки зрения (мостики Ленинграда, мосты в Царицыне, в Середникове и в Марфине под Москвой), а между тем во многих частях имеется каменный строительный материал, по своим механическим и физическим показателям пригодный для этих целей.

При наличии многих положительных качеств каменные мосты не являются, однако, у нас конкурентами мостам из других материалов; причину этого нужно искать прежде всего в том, что каменные мосты не допускают широкой механизации работ и в значительной степени требуют применения ручного труда, задерживая этим темпы строительства.

И все-таки, исключительные свойства долговечности и прекрасная внешность сооружений из естественного камня должны быть и в дальнейшем использованы в нашем отечественном мостостроении в районах, где имеется на месте строительный камень. Конечно, оживление старого искусства каменного мостостроения требует изменения способов постройки их. Взяв лучшие образцы отечественных, римских и средневековых мостов, нужно в то же время использовать то, что дает современная наука и техника в области возведения сооружений.

Используя способность естественного камня хорошо сопротивляться атмосферным влияниям и придавать сооружению прекрасную внешность, нужно применять его в наиболее ответственных и подверженных наибольшим усилиям частях, т. е. делать из него своды, а также облицовку, которая будет предохранять от атмосферных влияний внутреннее ядро опор и забутки. Последние значительно проще возводить из бетона или бутобетона.
К этому можно добавить еще одно весьма важное соображение, а именно: прекрасные внешние качества, которые сообщает сооружению облицовка из естественного камня, могут быть еще значительно повышены, если мы поднимем на большую высоту наши приемы выполнения облицовки. Действительно, исключительная по красоте внешность многих античных и средневековых каменных сооружений зависит не только от художественного чутья, проявленного в общей их композиции, в выборе пропорций, распределении масс и т. п., но и от исключительно высокого качества работ, в частности, по обработке облицовки.

Мы имеем полную возможность повысить то впечатление, которое будут производить наши каменные мосты, путем совершенствования искусства сооружать облицовку из естественного камня, т. е. искусства подбирать характер разрезки кладки так, чтобы она имела живой вид. Наихудшей в этом отношении считается кладка с однообразным рисунком швов, с одинаковыми размерами камней.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.



Есть 1 комментарий. к “Русские мосты. Свойства долговечности”

  1. Лета:

    Как бы велико ни было восхищение гигантскими стальными фермами арочных мостов и их создателями, сегодня эти конструкции уже устарели и выглядят памятниками прошлого.

Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>