Мосты с парными сводами.

Попытки облегчить каменное пролетное строение устройством нескольких параллельных сводов были сделаны еще античными римлянами в мосту в Нарви. Как показывают его остатки, в одном из сводов впервые была применена конструкция из отдельных сводов, поверх которых забутка была перекрыта каменными плитами.

06-01-2017_23%c2%b728%c2%b711


В дальнейшем ряд мостов средневековья имел раздельные своды. Практика применения таких сводов продолжалась позже. До появления железобетона конструкция имела продольные сводики, перекрывавшие промежутки между раздельными главными арками. Чаще применялись два парных свода (своды-близнецы).

Поперечный сводик опирался в замке непосредственно на свод, а в остальных частях пролета на стенки-устои, сложенные или целиком, или только в верхней части из более качественного материала, чем остальная забутка. Каждый из главных сводов должен иметь ширину, обеспечивающую поперечную устойчивость, т. е. не менее пролета. Недостатком такого рода конструкции было наличие распора, возникающего от поперечного сводика и передающего на главные своды момент, скручивавший последние поперек пролета.

С введением в практику строительства железобетона его начали применять и в данном случае, давая ребристую железобетонную плиту б). Такая конструкция имеет тот же недостаток, что и конструкция со сводиком, — различные по величине опорные вертикальные реакции от железобетонного перекрытия также вызывают скручивание главных сводов, но уже в сторону, обратную той, которую мы отметили в конструкции с поперечным сводиком.
Железобетонная проезжая часть этого моста имеет ширину 16,00 м и поддерживается двумя сводами-близнецами шириной каждый по 5,33 м при промежутке 5,92 м. Ширина каждого из сводов увеличивается к пятам, фасадные и внутренние грани сводов и надсводного строения имеют уклон 1:40. Экономичность конструкции из двух отдельных сводов увеличивалась еще устройством отдельных фундаментов под каждый свод.

Как видно облицовка моста, подобранная из камней различных размеров и обработки, хорошо выделяет нижнюю более массивную часть и зрительно подчеркивает легкость вышележащих частей.

Внецентренная передача давлений от проезжей части на каждый свод, вызывающая кручение свода, устранена в мосту Амидоннье через р. Гаронну в Тулузе. Автор проекта Сежурнэ избежал кручения свода путем опирания железобетонных поперечных балок, имеющих вырезы для облегчения веса, шарнирно при помощи специальных выступов на две железобетонные стойки, охватывающие каждую балку и расположенные над серединой ширины каждого свода. Поэтому при любом расположении временной нагрузки на проезжей части, а также и от постоянной нагрузки давление передается на каждый свод строго центрально.

Железобетонные стойки, на которые опирается поперечная балка, сами имеют шарнирность вдоль моста, что дает возможность железобетонному полотну проезжей части свободно деформироваться в этом направлении. В пазухах поперечные балки опираются на поперечные стеночки, распертые в свою очередь малыми сводиками. Вся эта конструкция прикрыта с фасада декоративными стенками, расположенными на внешних краях каждого свода. Быки, главные своды и сводики над быками выполнены из светлого известняка; фасадные стенки из красного кирпича.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.



Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>