Композиция пролетных строений. Быки и устои

Высота сечения в пяте для ориентировочных подсчетов принимается равной 1,2-1,8 d3, при этом меньшее значение принимается для более пологих сводов. Получив ориентировочные размеры сводов в замке и пяте, в первом приближении получают очертание свода, проведя через эти точки плавные кривые.

30-01-2017_18·45·24


Для сводов небольших пролетов, т. е. менее 40 м, весьма часто ось и кривые верхнего и нижнего очертаний принимаются по каким-либо закономерным кривым из соображений чисто декоративного вида этих кривых (лежачий эллипс, часть окружности), хотя такая форма не дает наилучшего решения в смысле совпадения оси свода с кривой давления от постоянной нагрузки. Для больших пролетов в первом приближении могут быть приняты также очертания по кругу. В дальнейшем ось свода более точно принимается по некоторым закономерным кривым, обеспечивающим совпадение оси с кривой давления от постоянной нагрузки, например, по катеноиду, или, как во французских мостах, по параболам высоких степеней. Нормально к этой оси откладываются вверх и вниз значения полувысот отдельных сечений в соответствии с принятыми закономерностями изменения этих величин по длине пролета.

Для подъемистых сводов и сводов, очерченных по лежачему эллипсу, за расчетное пятовое сечение принимается сечение, нормальное к оси свода, наклоненное к горизонту под углом 25 . В сводах более пологих, где фактическое пятовое сечение наклонено к горизонту более чем под 25°, за расчетные пяты принимаются действительные пяты свода. В случае применения по архитектурным соображениям очертания нижней кривой свода по лежачему эллипсу большая его ось располагается выше или на уровне наиболее устойчивого меженного горизонта, а кривая ниже пяты иногда закономерно переходит на опоры.

При назначении размеров быков основным является толщина их с фасада на уровне нижних точек пятовых сечений прилегающих сводов.

Античные строители и строители средних веков придавали промежуточным опорам очень большие размеры, рассматривая их как устои, которые должны были выдерживать односторонний распор от постоянной нагрузки для возможности последовательного раскружаливания сводов. Перронэ первый уменьшил толщину быков, приняв в возведенных им в то время мостах почти современную толщину. Так, в мосту Нейи эта толщина равнялась 19,2 примыкающего пролета.

В настоящее время можно рекомендовать при равных пролетах с одинаковой пологостью эту толщину в размере примыкающих пролетов в свету. Боковые грани, обращенные в пролет, могут быть вертикальными при незначительной высоте быка и подъемистых. В большинстве случаев более гармоничной и оправданной для глаза наблюдателя бывает форма быка, несколько расширяющаяся книзу, с уклонами в 201-301 к вертикали, так как такая форма производит впечатление большей устойчивости. Эта форма во многих случаях бывает и действительно нужна для вое- В приятия в нижних сечениях быка момента от приложенного в пятах распора свода.

Что касается мостов с эллиптической формой свода (значительное число старых мостов), то указанный выше уклон боковых граней здесь имеют лишь части быка, выступающие за фасадные плоскости свода, — нос и корма быка.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.



Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>