Надо поставить перед соответствующими организациями вопрос о пересмотре норм на архитектурную кладку, на лицевую кладку из кирпича и на штукатурку фасадов. Некоторые полагают, что при современных стахановских методах нельзя кладку сделать правильной. Это — вредное заблуждение. Не может быть, чтобы орденоносец Орлов не умел правильно класть кирпич. Все здесь зависит не от мастера, а от архитектурного надзора, от организатора строительства.
Последний вопрос — о кровле. В этом году будет выпущена для отделки малоэтажных зданий специальная плитка — фактурная и цветная; применение ее в малоэтажных детских учреждениях несомненно явится важным моментом в архитектурной отделке здания.
Детская мебель и предметы оборудования детских учреждений являются одним из основных факторов, организующих планировку яслей и детских садов. К сожалению, этому фактору до сих пор не уделяется достаточного внимания не только со стороны архитекторов, но и со стороны ведомств, которые должны этим заниматься.
В Ленинграде вопросом детской мебели занимались главным образом Институт охраны материнства и младенчества и Институт охраны детей и подростков. Они выпустили альбомы, которые можно было бы назвать схемой необходимых предметов, а не мебелью, отвечающей своему назначению и минимальным требованиям удобства и красоты. Между прочим, если собрать весь рекомендованный этими альбомами для яслей набор мебели в указанных размерах, то после ее расстановки для детей в яслях места не окажется.
Детские учреждения снабжаются мебелью в централизованном порядке примерно по следующему рецепту: берется альбом О. М. М. и заказывается по нему весь набор мебели. Но эта мебель в большинстве случаев неудобна, непрочна, некрасива, сделана по одному размеру и без всякого учета роста ребят, что недопустимо для мебели детских садов.
В связи с сокращением помещений группы в яслях до одной комнаты значение мебели и ее размеров неимоверно возрастает. В то же время унификация размеров детской мебели доходит до того, что для грудного ребенка делается кровать в 90 см длиной. Иногда при обследовании мы не могли даже найти в такой кровати грудного ребенка. Необходимо больше дифференцировать размеры и этим значительно сэкономить площадь. Попадались нам в яслях и роскошные никелированные кровати со сложными съемными решетками, которые могут снять только два человека; встречаются на кроватях решетки, сделанные, как в клетках зоопарка, из здоровых прутьев, грозящих ребенку ушибами.
В некоторых яслях еще до сих пор имеются плетеные кровати, которые грозят занозами детям и персоналу. При обследовании яслей мы наблюдали самые разнообразные по виду и по конфигурации манежи: П-образные, Н-образные и Г-образные. Никто не мог сказать, какой манеж лучше, какой удобнее. Каждая заведующая делает манеж по своему вкусу, а .может быть, никакого манежа не надо, достаточно огородить пространство на полу, которое заменит манеж любой формы и сэкономит место.
Для яслей и детских садов особенно актуальное значение имеет встроенная мебель. Она освобождает некоторое количество драгоценной площади и увеличивает кубатуру на одного ребенка, облегчает труд обслуживающего персонала, не служит местом скопления пыли и т. д. Правда, ввиду малого количества стен, да еще переполненных вентиляционными каналами, трудна задача размещения встроенной мебели.
Еще хуже, чем с мебелью, обстоит дело с оборудованием, в особенности с санитарным. То оборудование, которое есть, является приспособлением взрослого оборудования для маленького возраста. Поэтому, кроме смешного вида, оно неудобно для пользования ребенка.