Тов. Джус призывал здесь архитекторов к творческой работе. Но творческая работа над благоустройством детских учреждений будет особенно продуктивна, если ее сомкнутым строем поведут архитекторы, врачи, педагоги с сохранением за каждым из них своей компетенции. Азербайджанская социалистическая республика имеет огромные достижения в области массового строительства школ, детсадов, яслей и родильных домов.
Недавно скончавшийся педиатр проф. Кисель говорил: «в хорошую погоду на воздух всякий ребенок выйдет сам, вы его не удержите: вы добейтесь того, чтобы дети пользовались пребыванием на открытом воздухе и в дурную погоду». Надо решить трудную задачу — как ввести внутрь помещений воздух, адекватный наружному, как создать гигиенически полноценный микроклимат в помещениях школы, детского сада и яслей.
Вот показатель состояния воздуха классной комнаты, мало проветриваемой и не вентилируемой: содержание углекислоты на первом уроке 0,6 промилле, на втором — 1,0, на третьем- 1,5, на четвертом — 2,0.
Воздух становится затхлым, тяжелым, в нем висит и пыль и капельки, выделяемые изо рта во время разговора, и микрофлора, зачастую болезнетворная, — и этим должны дышать дети.
Школьное строительство, осуществлявшееся по проектам азербайджанских архитекторов, без применения типовых проектов, осуществлялось по следующим принципам: один вход, один вестибюль, две лестницы из расчета ширины по норме 150-180 чел. на пог. метр, почти полное отсутствие оборотных классов, ориентация классных комнат на одну или на две стороны света, четкое выделение санузлов в большинстве с двойным шлюзом, расположение лабораторий в верхних этажах, а за последний год — введение ширинных частей в коридорах, введение дополнительных помещений (комната врача, комната при буфете, лаборантская).
Практика школьного строительства в Азербайджане имела и ряд существенных недостатков, а именно: неправильный отвод участков на магистральных улицах с большим движением; сложности топографии, в некоторых случаях вызывающие значительные дополнительные расходы на благоустройство, в большинстве фактически неосуществленное; недостаточно углубленная работа над архитектурным образом школы и зачастую механическое использование форм исторических архитектурных памятников (школы Иванова, Бодяжи а и др.).
Развитие композиционных приемов шло по двум направлениям: а) односторонняя застройка коридора с фронтальным или дворовым расположением классов в зависимости от ориентации участка при асимметричном или симметричном решении плана, реже угловом; б) с частичной двухсторонней застройкой коридора в двух нижних этажах, где коридор раскрывается в больших помещениях общего пользования — вестибюле и буфете.