Считать необходимым в условиях климата Азербайджана ориентировать основные учебные помещения школы на юг, юго-восток и восток, допуская, как исключение, для некоторой части учебных помещений ориентировку на северо-запад и северо-восток; допустить в виде исключения устройство оборотных классов; кроме квартиры для директора, предусмотреть квартиру дворника-истопника; школьные участки отводить из расчета 10 м 2 на учащегося, снижая эту норму в каждом отдельном случае с разрешения СНК союзной республики не ниже 7 мг, при наименьшем размере участка 0,4 га; коренным образом улучшить интерьер школы.
Строительство детских садов и яслей в Азербайджане до 1938 г. проводилось по явно-преувеличенным программам, и лишь с 1938 г. оно стало осуществляться по типовым проектам, присланным из Москвы. Последние в каждом отдельном случае привязывались к местным топографическим условиям, причем обыкновенно фасады перерабатывались применительно к характеру национальной архитектуры. То же относится и к родильным домам.
Допущение в некоторых случаях излишеств в виде дополнительных неиспользовании объемов (школа Усейиова и Дадашева); неумелое архитектурно-планировочное использование отводимых под строительство школ площадей (две школы Иванова). Наша архитектурная общественность, совместно со строителями, школьными работниками и врачами-гигиенистами, на широких совещаниях обсуждала школьное строительство Азербайджана и в результате обмена мнениями и просмотра проектов вынесла ряд предложений, которые в основном сводятся к следующему: подтверждается правильность принятия одного выхода, одного вестибюля и двух лестниц, ширина которых должна быть нормирована.
В нашей практике мы пользуемся, кроме проектов, которые проектируем сами, также и типовыми проектами.
В соответствующих организациях поднять вопрос о необходимости экспериментального проектирования и постановки научно-исследовательской работы в области школьного строительства; привлечь к составлению новых типовых проектов наиболее квалифицированные силы архитекторов, и на основе новых программ проектирования организовать через заинтересованные ведомства, совместно с союзом архитекторов, конкурс на составление типовых проектов школ.
Конструктивная разработка характеризовалась: применением в качестве стенового материала местного камня (гюша); железобетонным, главным образом монолитным перекрытием коридоров, лестничных клеток и вестибюля; устройством гипсолитовых перегородок, между классами — двойных; отсутствием пожарного выхода изнутри и заменой его пожарной лестницей; стандартизацией оконных и дверных проемов; устройством плоской кровли.
Предлагается для 22-классных школ предусмотреть физкультурный зал с раздевальнями и с возможным использованием душевых при газоубежищах; в) в 10- и 7-классных школах предусмотреть расширенное рекреационное помещение для проведения физкультурных занятий; признать необходимость расположения буфетной при расширенной части коридора, а также устройства при ней комнаты для подогрева и мойки; ввести в программу проектирования дополнительные помещения (кабинет врача, комната пособий, биологический класс, комната общественных организаций, лаборантская).
Надо сказать, что некоторые авторы типовых проектов слишком схематизируют свои задачи, упрощают архитектуру как в планировочном, так и в пространственном отношениях, совершенно не учитывая, что объем школьных зданий довольно значительный-15 тыс. м.