Детские учреждения. Большой опыт проектирования.

В наших условиях можно строить и открытые лестницы. Вообще наши детсады и детъясли нуждаются в дополнительных летних помещениях и площадках, так как во многих районах Грузии ими можно, даже необходимо, пользоваться в течение 8 месяцев. В отношении ориентации даже для одной только Грузии нельзя создать единых типовых проектов.

Например, в Сванетпи климатические условия такие же, как в северной России. Приморская часть Грузии и отдаленные от моря районы — это совершенно разные климаты, в приморских районах нужно обязательно брать ориентацию на море.

Это доказывается хотя бы тем, что проекты, спущенные в 1936 г., были запрещены к строительству в 1937 г., а проекты 1937 г. были запрещены в 1938 г. Последние проекты тоже имеют много дефектов и не могут быть использованы полностью в нищих условиях. В таких районах, где нет механизированных прачечных центрального характера, необходимо при детъяслях устраивать собственные прачечные, но, конечно, не в первом этаже и не в подвале, потому что по сангигиеническим требованиям это нетерпимо; их нужно делать в виде пристроек или в виде самостоятельных зданий во дворе, изолированно от детских помещений.

В западной Грузии совершенно иные условия, чем в восточной. Имеет значение и заслоняемость солнечных лучей склонами гор. Нужно учесть также теплый и влажный климат субтропических районов. Поэтому я присоединяюсь к требованиям докладчиков о том, чтобы такие проекты создавались на местах. При рассмотрении проектов норм нужно внести в них все коррективы, чтобы иметь возможность свободно действовать на местах в смысле приспособления к местным условиям.

Несколько слов насчет участков. В Грузии при отводе участков может быть совершено ошибок больше, чем где-нибудь из-за очень сложной ситуации горного рельефа. В Тбилиси, например, на одной из улиц насыпь поднялась от поверхности настолько высоко, что детсад оказался ниже уровня этой улицы (два этажа его сидят в яме). Такие маленькие здания вообще выпадают из городского ансамбля, когда они выходят на улицу, а втискивать их среди зданий в квартал тоже не удается, так как таких больших кварталов при нашем рельефе нельзя иметь.

Это настолько серьезный планировочный вопрос, что о нем нужно подумать особо. Нужно также обратить серьезное внимание на то, что здания проектируются с учетом штукатурки, а последняя при наличии богатых местных облицовочных материалов зачастую не производится. В проекте и смете все это должно быть учтено заранее. Школьное строительство развивается у нас быстрее, чем другие виды строительства. В 1912 г. в городах Украины насчитывалась 271 школа, в 1937 г. 2534 школы.

Большой опыт проектирования, строительства и эксплуатации школ показал неверность целого ряда положений и теоретических норм Наркомпроса, к разработке которых, очевидно, была приложена и вражеская рука. Анализируя проекты, по которым были построены школы за последние годы, и учтя ряд замечаний с мест и наши наблюдения, мы пришли к выводу, что необходимо пересмотреть требования санитарного и пожарного надзора, так как таковые оказались нежизненными, удорожающими строительство, а в некоторых случаях и вредными.

Вместе с тем, размещение классов в первом этаже в условиях большого города, с его шумом и затененностью участков, на практике приводило к плохому освещению классов и отвлекало детей от занятий. Вполне очевидной является целесообразность переноса классов из первого этажа в вышележащие, что мною и сделано в типовом проекте № 29 для строительства 1939 г. В этом же проекте первый этаж отведен для подсобных помещений (библиотека, буфет, административная группа, вестибюль и зал). Применив указанный тип композиции, удалось учебный процесс полностью отделить от внешней жизни и создать лучшие условия для нормальной работы школы.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.



Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>