Детские учреждения. Вопросы архитектуры.

Мы думаем часто, что раз денег мало и кубатура маленькая, то что же толковать об архитектуре и о качестве? Дело обстоит как раз наоборот. Именно здесь вопросы архитектуры держат экзамен на качество. Но для этого нужна совместная, дружная работа и педагога, и врача, и архитектора.

21-07-2016_21·36·26


Неправильно говорят: дайте нормы, а затем мы дадим хороший проект. Нельзя сесть в кабинетах и выдумывать нормы. Нормы одновременно должны проверяться на практике проектировщиками. Мне представляется, что по детсадам и детъяслям, на основе установок правительства и опыта проектирования в 1939 г., можно дать уже точные нормы, как ОСТ. Вообще же по всем нормам надо работу вести в такой последовательности: сперва анализ старых норм и проектов, затем установление новых программ, проекты и тогда уже нормы, на основе практики.

В сентябре 1938 г. Комитет по делам строительства внес на утверждение правительства новые программы школ, которые включали и физкультурный зал, и квартиру директора, и лаборантские и т. д. Сейчас, в связи с работами пленума, у нас имеется ряд материалов, которые дают возможность скорректировать эти программы, дать их окончательный текст. В ближайшие дни необходимо внести на утверждение правительства окончательный текст программ, чтобы по ним уже с начала 1939 г. организовать проектирование типовых школ на 1940 г.

Нужно добиться, чтобы утверждение типовых проектов шло по двум направлениям: программное задание и технический проект с рабочими чертежами, ибо практика показала, что утвержденные правительством эскизные проекты при дальнейшей разработке недопустимо искажаются Проверка должна быть проведена до последнего рабочего чертежа, и все это должно быть утверждено в Комитете по делал» строительства.
На нынешнем пленуме сделаны были прекрасные доклады, в особенности исключительно конкретный и мастерски поданный т. Кусаковым доклад о школах.

Каков, однако, удельный вес творческих вопросов в этих докладах? В большинстве случаев — это один абзац, где сказано, что об архитектуре надо думать больше, или что детсады должны быть радостными, и школы должны быть радостными, и родильные дома тоже должны быть радостными и т. д.

Этим исчерпывается все определение архитектуры, как будто тут не собрание архитекторов-профессионалов, а собрание школьных работников или собрание врачей, которые говорят, что им хотелось бы, чтобы школы были радостные. Такое же безнадежное положение наблюдается и с критикой. У нас существует два рода критики архитектуры. Или говорят только о содержании, никак не касаясь формы, или же говорят: «нал» это не годится, это архитектура не российская», опять-таки не вскрывая основ такого определения и тем дезориентируя авторов.

Архитектор говорит: «я живу в время, работаю, как человек, и если мне говорят, что я неправильно веду проектирование, то скажите, в чел» моя ошибка, стою ли я на правильном пути?» Мы должны сказать архитектору, на правильном ли пути он стоит. Гегель говорит: «содержание не может быть бесформенным». И Ленин отмечает: «форма — существование». Или Маркс пишет Лассалю: «хочу прежде всего похвалить твою композицию». Энгельс, который хвалит композицию драмы «Фон Зикинген», хвалит действие и советует очертить характеры действующих лиц резче. Это — чисто профессиональный подход. У нас же, архитекторов, этого нет.

Я считаю, что ближайший пленум нужно будет целиком посвятить творческим вопросам нашего великого искусства. Нужно будет заслушать ряд докладов по вопросам образа в архитектуре, доклад по истории нашей архитектуры, доклад о людях, которые работают над созданием образа в архитектуре. Я уверен, что наш пленум сумеет разрешить те вопросы творчества, без которых немыслимо становление архитектуры — национальной по форме и социалистической по содержанию.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.



Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>