Школьное строительство. Детали внешней и внутренней архитектуры.

Эксплуатация вновь выстроенных школ обнаружила также наличие серьезных ошибок в композиции плана и в размещении отдельных помещений. Основные из таких ошибок: существование нескольких вестибюлей, недостаточных по площади и с неудобно расположенными гардеробами; неудовлетворительное разрешение рекреаций, которые нередко имели форму коридора шириной в 2% м; неправильное размещение входов в классные комнаты и непродуманное расположение классов по этажам; неудовлетворительная планировка санузлов и квартиры директора; и, наконец, сложная конфигурация в плане и большая длина отдельных школ.

10-04-2016_22·44·27


Особенно неудовлетворительными в этом отношении были известные проекты № 77 и 67 Наркомпроса. Неправильные плановые решения этих проектов заставляли школьную администрацию на местах изменять проектное назначение помещений по своему усмотрению и, естественно, создавать тем самым еще большую путаницу.

В Ростове, например, в одной из школ Ленинского района, выстроенной по типовому проекту № 67, закрыт за ненадобностью один из входов в вестибюль; из-за неудобного расположения гардеробной под нее используются два класса, буфетная приспособлена для занятий физкультурой, а буфет перенесен в одну из лабораторий; один из классов отведен под пионерскую комнату и т. д. В результате только половина помещений использована так, как это было предусмотрено так называемым типовым проектом, а количество классных комнат в результате сокращено.

В большинстве школ строительства 1935-1938 гг. неудовлетворительно разрешались вопросы внешней и внутренней архитектуры. Для ряда типовых проектов украинских и ленинградских школ характерны, например, неоправданные излишества и недопустимое упрощенчество в фасадах, непродуманность интерьеров и внутренней отделки, для которых нередко даже не составлялись проекты.

Только в отдельных школах встречаются тщательно проработанные авторами детали внешней и внутренней архитектуры, только в отдельных школах хорошо-разрешены фасады. В качестве примера положительного решения можно привести школу на Кропоткинской улице (Москва), осуществленную по проекту архитекторов Барща и Зундблата.

Причина такого неудовлетворительного положения заключается в том, что проектирование велось некоординированно, без надлежащего руководства со стороны наркомпросов и гороно, базируясь главным образом на инициативе отдельных архитекторов. Ярким примером отношения указанных учреждений к вопросам организации проектирования является проведенный в прошлом году Ленинградским отделением союза архитекторов конкурс, прошедший без участия наркомпроса и гороно.

Другой серьезнейший недочет — отсутствие надлежащим образом- поставленной, целеустремленной научно-исследовательской работы в области обобщения опыта и анализа практики проектирования и строительства школьных зданий. В результате по целому ряду основных вопросов школьного строительства (ориентация учебных помещений, габариты классов и лабораторий, оборудование школьных зданий и пр.) существует множество различных мало обоснованных точек зрения, отсутствует единство.
По вопросам ориентации существуют две взаимно уничтожающие точки зрения: одна из них утверждает, что классы нужно обращать на юг, а другая — на север. Ленинградский институт охраны здоровья детей и подростков считает, например, судя по работе руководителя светотехнической лаборатории этого института, инж. Вейнберга, что ориентация окон южнее 55° широты допускается на север и северо-восток, а южнее 45° не допускается на юго-восток и юго-запад.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.



Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>