В нашей стране за годы колоссально развилось массовое строительство во всех областях народного хозяйства. За эти годы созданы тысячи новых предприятий, и среди них — ряд гигантских индустриальных комбинатов, фабрик и заводов. За эти годы в городах выросли новые жилые кварталы, в различных районах нашей необъятной родины выросли сотни новых поселков, десятки новых индустриальных городов.
В обшей массе этого огромного строительства видное место занимает строительство школ, детских садов, яслей и родильных домов. В настоящее время обучаются около 80 млн. чел.; из них в средней школе — около 30 млн. детей. Последняя цифра превышает цифру дореволюционной России в пять раз. Число высших школ достигает 700. Эта цифра превышает число высших школ царской России почти в восемь раз. Только за годы первой пятилетки затраты на школьное строительство составили 1 млрд. 100 млн. руб.
Решением предусмотрено было ликвидировать в 1938 г. двухсменные занятия. За четыре года второй пятилетки построено 17 725 школ. Если бы все эти школы поставить в одну линию, то они протянулись бы от Москвы до детского городка отдыха Артек в Крыму. В Москве за этот период построена 351 школа. Детские ясли в нашей стране строятся не для показа, как это имеет место в капиталистических странах, а с целью помочь женщине принять активное участие во всех видах государственной, культурной и хозяйственной деятельности наравне с мужчиной.
На 1/1 1914 г. в России было 550 ясельных мест, а в 1937 г. в России — 627 817, что превышает дореволюционную цифру в 1141,5 раза. Рост ясельных мест по национальным республикам увеличивается с каждым годом. Например, на 1/1 1938 г. число ясельных мест увеличилось по сравнению с 1937 г. на 13%, по Туркменской ССР на 19%, по Узбекской и Казахской на 21%, по Таджикской на 24%, по Армянской па 37%, по Киргизской на 39% и т. д.
В 1937 г. в одном Орехово-Зуевском районе Московской области ясельных мест было в 3,3 раза больше, чем во всей царской России. Декретом правительства от 24 июля 1936 г. предусмотрено широкое развитие родильных домов. В 1914 г. родильных коек во всех учреждениях России было 6825. В 1937 г. количество родильных коек достигло 81 342, т. е. увеличилось почти в 12 раз.
Детские сады и детские площадки обслуживали в 1926 г. 4270 тыс. детей, в то время как в царской России в 1914 г. на детских площадках обслуживалось только 7000 детей. В США в 1933 г. на детских площадках и в детсадах обслуживалось всего 639 000 детей, во Франции — 407 000; в Японии- 143 000. При этом в капиталистических странах число детей, обслуживаемых в детских садах и на площадках, с каждым годом уменьшается, в нашей же стране с каждым годом это число растет; так, за 1937 г. прирост количества детских мест выразился у нас в 256 000, а количество ясельных мест за 1937 г. увеличилось на 95 834 места.
Дальнейшая программа строительства школ, детских садов, детских яслей и родильных домов предусматривает еще более значительное увеличение. Этот невиданный массовый характер строительства говорит о той громадной ответственности, которую берет на себя настоящий пленум при решении поставленных вопросов. Участие в проектировании объектов массового строительства должно быть делом чести каждого архитектора.
II пленум правления союза архитекторов обсуждал основные вопросы жилищного строительства; на разрешение настоящего пленума ставятся вопросы проектирования и строительства школ, яслей, детских садов и родильных домов, под углом зрения помощи этому строительству. Правильное решение этих вопросов поможет успешному развитию творческой работы архитектора и инженера-строителя как в отношении этих видов сооружений, так и во всех остальных отраслях массового строительства в нашей стране.
Современное состояние строительства далеко не в таком положении, чтобы можно было сказать, что нами сделано все для выполнения поставленных перед нами задач. СНК установил, что действовавшие до 1938 г. типовые проекты детских садов, яслей и родильных домов содержат ряд излишеств, сильно удорожающих строительство и ведущих к крайне нерациональному использованию строительных материалов.
В большинстве случаев необоснованные, а часто даже вредительские, нормы приводили к тому, что, например, для небольшого здания детского сада или яслей требовали 150 внутренних дверей и 13 наружных выходов. Кроме того, требовали при каждом здании обязательно делать изоляторы на 10% общего состава детей и вдобавок еще террасы, которые равняются примерно всему объему детского сада или яслей.
Эти проекты были отменены правительством, и на основании указаний СНК были разработаны новые типовые проекты для строительства 1939 г., которые дают решение, гораздо более правильное и в архитектурном отношении и в отношении планов и объемов. Однако наркоматы и организации, которым была поручена дальнейшая разработка утвержденных проектов, не справились с поставленными перед ними задачами, вследствие чего в них остался целый ряд недостатков; особенно это относится к архитектурному решению проектов.
В большинстве случаев типовой проект одинаково применяется и на севере, и в средней полосе, и на юге, с изменением лишь толщины стен. В рабочих чертежах совершенно не учитывается возможность применения местных строительных материалов. Все фасады рассчитаны на сплошную штукатурку, все здания — кирпичные или деревянные, не предусмотрено использование местных каменных пород и облицовочных материалов. А между тем, наши национальные республики, используя эти материалы, могли бы создать своеобразную архитектуру, отвечающую национальным условиям их жизни.