Массовое строительство.

В нашей стране за годы колоссально развилось массовое строительство во всех областях народного хозяйства. За эти годы созданы тысячи новых предприятий, и среди них — ряд гигантских индустриальных комбинатов, фабрик и заводов. За эти годы в городах выросли новые жилые кварталы, в различных районах нашей необъятной родины выросли сотни новых поселков, десятки новых индустриальных городов.

10-04-2016_18·21·21


В обшей массе этого огромного строительства видное место занимает строительство школ, детских садов, яслей и родильных домов. В настоящее время обучаются около 80 млн. чел.; из них в средней школе — около 30 млн. детей. Последняя цифра превышает цифру дореволюционной России в пять раз. Число высших школ достигает 700. Эта цифра превышает число высших школ царской России почти в восемь раз. Только за годы первой пятилетки затраты на школьное строительство составили 1 млрд. 100 млн. руб.

Решением предусмотрено было ликвидировать в 1938 г. двухсменные занятия. За четыре года второй пятилетки построено 17 725 школ. Если бы все эти школы поставить в одну линию, то они протянулись бы от Москвы до детского городка отдыха Артек в Крыму. В Москве за этот период построена 351 школа. Детские ясли в нашей стране строятся не для показа, как это имеет место в капиталистических странах, а с целью помочь женщине принять активное участие во всех видах государственной, культурной и хозяйственной деятельности наравне с мужчиной.

На 1/1 1914 г. в России было 550 ясельных мест, а в 1937 г. в России — 627 817, что превышает дореволюционную цифру в 1141,5 раза. Рост ясельных мест по национальным республикам увеличивается с каждым годом. Например, на 1/1 1938 г. число ясельных мест увеличилось по сравнению с 1937 г. на 13%, по Туркменской ССР на 19%, по Узбекской и Казахской на 21%, по Таджикской на 24%, по Армянской па 37%, по Киргизской на 39% и т. д.

В 1937 г. в одном Орехово-Зуевском районе Московской области ясельных мест было в 3,3 раза больше, чем во всей царской России. Декретом правительства от 24 июля 1936 г. предусмотрено широкое развитие родильных домов. В 1914 г. родильных коек во всех учреждениях России было 6825. В 1937 г. количество родильных коек достигло 81 342, т. е. увеличилось почти в 12 раз.
Детские сады и детские площадки обслуживали в 1926 г. 4270 тыс. детей, в то время как в царской России в 1914 г. на детских площадках обслуживалось только 7000 детей. В США в 1933 г. на детских площадках и в детсадах обслуживалось всего 639 000 детей, во Франции — 407 000; в Японии- 143 000. При этом в капиталистических странах число детей, обслуживаемых в детских садах и на площадках, с каждым годом уменьшается, в нашей же стране с каждым годом это число растет; так, за 1937 г. прирост количества детских мест выразился у нас в 256 000, а количество ясельных мест за 1937 г. увеличилось на 95 834 места.

Дальнейшая программа строительства школ, детских садов, детских яслей и родильных домов предусматривает еще более значительное увеличение. Этот невиданный массовый характер строительства говорит о той громадной ответственности, которую берет на себя настоящий пленум при решении поставленных вопросов. Участие в проектировании объектов массового строительства должно быть делом чести каждого архитектора.
II пленум правления союза архитекторов обсуждал основные вопросы жилищного строительства; на разрешение настоящего пленума ставятся вопросы проектирования и строительства школ, яслей, детских садов и родильных домов, под углом зрения помощи этому строительству. Правильное решение этих вопросов поможет успешному развитию творческой работы архитектора и инженера-строителя как в отношении этих видов сооружений, так и во всех остальных отраслях массового строительства в нашей стране.

Современное состояние строительства далеко не в таком положении, чтобы можно было сказать, что нами сделано все для выполнения поставленных перед нами задач. СНК установил, что действовавшие до 1938 г. типовые проекты детских садов, яслей и родильных домов содержат ряд излишеств, сильно удорожающих строительство и ведущих к крайне нерациональному использованию строительных материалов.

В большинстве случаев необоснованные, а часто даже вредительские, нормы приводили к тому, что, например, для небольшого здания детского сада или яслей требовали 150 внутренних дверей и 13 наружных выходов. Кроме того, требовали при каждом здании обязательно делать изоляторы на 10% общего состава детей и вдобавок еще террасы, которые равняются примерно всему объему детского сада или яслей.
Эти проекты были отменены правительством, и на основании указаний СНК были разработаны новые типовые проекты для строительства 1939 г., которые дают решение, гораздо более правильное и в архитектурном отношении и в отношении планов и объемов. Однако наркоматы и организации, которым была поручена дальнейшая разработка утвержденных проектов, не справились с поставленными перед ними задачами, вследствие чего в них остался целый ряд недостатков; особенно это относится к архитектурному решению проектов.

В большинстве случаев типовой проект одинаково применяется и на севере, и в средней полосе, и на юге, с изменением лишь толщины стен. В рабочих чертежах совершенно не учитывается возможность применения местных строительных материалов. Все фасады рассчитаны на сплошную штукатурку, все здания — кирпичные или деревянные, не предусмотрено использование местных каменных пород и облицовочных материалов. А между тем, наши национальные республики, используя эти материалы, могли бы создать своеобразную архитектуру, отвечающую национальным условиям их жизни.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.



Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>