Мосты исторический очерк. Акведук

Первые два акведука, построенные в 312 и 272 гг. до нашей эры, были главным образом подземными. Новая тенденция — расположить конструкцию не только под землей, но и над землей — сразу проявилась в больших масштабах при постройке третьего акведука, так называемого Аква Марциа, сооруженного в 144 г. до нашей эры; он был самым мощным водопроводом Рима, дававшим почти 200 000 м3 воды в сутки, и самым длинным (91,3 км, из них 12 км над землей). Высокие его строительные качества могут быть объяснены, по-видимому, участием в его постройке греческих мастеров.

19-12-2016_21%c2%b711%c2%b742


После покорения Греции в Риме появились греки — представители различных, в том числе строительных и художественных, профессий, — не находившие применения своему искусству на родине. Аркады Марция (более 1000 арок) были большой строительной школой, где явно отразились приемы греческих строителей (способы тески и перевязки камней, общие приемы пропорнионирования частей сооружения и т. д.).
Упоминавшийся выше первый каменный мост в Риме состоял из пяти полуциркульных арок с пролетом 24,4 м, с быками по 8,0 м шириной.

Паводком 1598 г. он был частично разрушен, почему и носит теперь название Понте Ротто, или Разрушенный мост. В 62 г. до нашей эры был построс мост Фабрицпя с двумя пролетами по 24,5 м, разделенными массивным быком-устоем, в верхней части которого v-троена дополнительная арка пролетом 6,00 ж для пропуска паводка.

В 138 г. нашей эры был сооружен мост Ангела римлянами, носивший название Понс Элиус, по имени императора Эли я Адриана. Являясь памятником высшего расцвета римского античного мостостроения, он органически увязан с монументальным мавзолеем, к которому он ведет. Мост состоит из трех пролетов по 16.30 м с полуциркульными сводами и нескольких малых сводов по концам, отличается очень тщательным выполнением кладки и солидно устроенным основанием опор, для чего потребовалось сооружение перемычек.
Наиболее многочисленны остатки римских мостов в Испании. Здесь нужно отметить мост Алькантара на р. Таго. Он состоит из шести полуциркульных арок, из которых две средние имеют наибольшие пролеты около 28,00 м и располагаются на быках шириной по 9,00 м. Общая высота моста достигает громадной величины — 60 м. Своды, как обычно в эту эпоху, сложены из камней большого размера без раствора. На быках у пят сводов можно видеть выступы камней, служившие для опирания кружал.

Из памятников, оставшихся от эпохи римского владычества, в Средней Европе наибольшей популярностью пользуется акведук, известный под названием Гардского моста (через реку Гард). Он составлял часть водопровода г. Ним на юго-востоке Франции. Время постройки его — конец или начало в. нашей эры. Композиция двух его нижних ярусов основана на комбинации трех типов пролетов (по 24,5 м — 2 пролета, по 19,5 м — 10 пролетов и по 15,5 м 4 пролета), что позволило стандартизовать камни сводов, выпиливавшиеся в карьере из травертина в виде клиньев, и, по-видимому, использовать однотипные переносные кружала. Можно предположить, что для перемещения блоков высотой до 1,6 м и весом до 6,0 г применялась механизация (подъемные краны).

Впечатление большой легкости и даже ажурности дает другой римский акведук — Таррагонский.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.



Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>