Мосты в эпоху феодализма. Мосты Китая

Своеобразный характер носят древние мосты Китая X- XV вв.
Многие из построенных в то время мостов сохранились, давая образцы удивительной древней техники, приемы которой в настоящее время совершенно утрачены. К таким мостам можно отнести колоссальные балочные мосты из камня в провинции Фуцзянь. Другие мосты возведены уже в более близкую к современной эпоху, но строились они приемами, выработанными много лет тому назад (арочные мосты дельты р. Янцзы), и теперь являются образцами древнего китайского искусства мостостроения.

19-12-2016_21%c2%b748%c2%b743


Наличие многочисленных каналов требовало постройки большого количества мостов малых пролетов, а влажный и теплый климат привел к раннему применению камня, который должен был заменить менее стойкий материал — дерево. Постройка большого числа однотипных каменных мостов привела к своеобразной индустриализации их строительства, когда отдельные части каменных мостов заранее изготовлялись в карьерах и доставлялись водой по каналам на место постройки, где камни получали окончательную обработку. В карьерах стандартным образом заготовлялись также декоративные детали мостов в виде карнизов, парапетов и целых скульптур.
Самым изумительным балочным каменным мостом в провинции Фуцзянь является мост По-Лам, построенный около 1000 лет тому назад. Полная его длина 335 м, некоторые пролеты достигают 22 м. Каждый такой пролет перекрыт по ширине тремя камнями по 1,50 м высотой и 1,80 м шириной. Секрет укладки таких камней утрачен, и единственным способом восстановления моста было введение промежуточного быка.

С инженерной точки зрения, старинные арочные мосты являются самыми интересными мостами Китая; из них особенно замечательны старые, а также возводившиеся до последнего времени по старым образцам арочные мосты в дельте реки Янцзы. Геологические напластования в этом районе весьма неблагоприятны. Китайские строители не могли создать основания без осадок, поэтому они изобрели каменную арку, которая допускала значительные деформации оснований.

Обычно в основание забивалось много тонких свай, на которых устраивалась кладка из скрепленных между собой, по-видимому, металлическими скреплениями гранитных блоков. На такие опоры устанавливалась главная арка, представляющая собой тонкую скорлупу. Она состояла из длинных узких кривых камней, уложенных параллельно оси моста и вытесанных не вогнутой поверхности с радиусом, соответствующим отверстию моста.

Криволинейные камни пересекались с горизонтальными, расположенными по ширине моста, камнями, с которыми они соединялись при помощи шипов. Длина горизонтальных камней равнялась ширине моста, что создавало необходимую жесткость конструкции в поперечном направлении. Скорлупа в целом представляет собой гибкую арку, которая может принимать форму, соответствующую лежащей сверху постоянной нагрузке.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.



Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>