При Петре в Петербурге построен ряд каналов, через которые ограничились переброской лишь мостов временного типа из дерева. Начиная с 1733 г., через Фонтанку, Мойку и рукава Невы строят также деревянные мосты на сваях. Позднее в России строительство больших мостов также не велось.
Правда, в Москве и особенно в Петербурге и его окрестностях началось возведение значительного числа небольших по размерам, но прекрасно выполненных мостиков. Этот период мостостроения следует отметить тем, что в создании этих мостов принимали непосредственное участие наши лучшие зодчие, применившие свои таланты к архитектурному оформлению новых конструкций. Сочетание архитектуры и техники в мостостроении этого периода привело к созданию выдающихся произведений.
Строительству массивных мостов в Петербурге предшествовало начатое известным русским зодчим Фельтеном (1730- 1801 гг.) и в значительной мере им и выполненное строительство гранитных набережных города.
Фельтен дал этим набережным монументальную простоту и мощь, и они стали прекрасным обрамлением, в которое были вписаны в дальнейшем многочисленные гранитные мосты. Одновременно с сооружением мостов и набережных мостились прилегающие улицы и велись дноуглубительные работы. Первые каменные мосты были возведены на Екатерининском канале, ныне канале Грибоедова, и на Фонтанке.
Все эти мосты — трехпролетные, причем крайние пролеты перекрыты были коробовыми сводами, а средний пролет — подъемными деревянными полотнами. Механизм для подъема помещался в четырех каменных башнях-павильонах на четырех столбах каждый. Основания под опорами мостов -на свайных ростверках. Работа по их сооружению велась подрядным способом и без достаточного надзора; плохой раствор и отсутствие изоляции привели к тому, что мосты эти вскоре стали разрушаться. Ширина проезжей части, равная 10 м, не удовлетворяла в дальнейшем потребностям городского движения, а с заменой парусных судов паровыми отпала надобность в подъемной части. Начиная с середины XX в., все эти недостатки постепенно устранялись.
В 1775 г. Екатерина приобрела Черную Грязь у князя Кантемира и начала там обширное строительство, дав этой усадьбе новое наименование — Царицыно. Было задумано строительство дворцов, эрмитажей, театров, беседок, мостов через пруды и дороги, а также разбивка огромного английского парка — все в стиле готической романтики. Строительством руководил известный русский архитектор В. И. Баженов (1737- 1799 гг.), который и создал здесь два интереснейших моста.
При въезде на территорию дворца высится Фигурный мост в виде арки с заполнением над ней из кирпича (пролет 9,0 м). На концах этого эффектного каменного перехода находятся четыре башни — круглые в нижней части и восьмигранные в верхней- с высокими стрельчатыми прорезными арочками, круглыми окнами и крепостными зубцами; высокие аркады с тонкими колонками охватывают с обеих сторон проезд по мосту.