Русские мосты. Однотипные трехпролетные мосты

С начала XX в. в России началось большое строительство шоссейных дорог, а в связи с этим и мостов. Громадное значение для развития путей сообщения и, в частности, мостового дела имело образование в 1810 г. корпуса инженеров путей сообщения и института для их подготовки. Первоначально в качестве преподавателей были приглашены французские инженеры, однако выпущенные институтом русские инженеры скоро вошли в состав преподавателей и выдвинулись в качестве практических деятелей.

pracheshnyj-most


Что касается каменных мостов, то с постройкой Петербургско-Московского шоссе в 1816-1834 гг. появляется значительное количество массивных мостов и труб. Составляются и вводятся в употребление нормальные чертежи труб и мостов пролетом 10,0-12,0 м, строятся мосты и по индивидуальным проектам. Таким является каменный мост у д. Холопья Полисть с коробовой аркой пролетом 19,2 м, сложенной из штучных гранитных камней.

Это уже вполне развитая конструкция каменного моста с хорошей архитектурной внешностью — единственный, пожалуй, представитель у нас свода с коровьими рогами.
В 1818 г. был построен мост через р. Кересть в Чудове с тремя пролетами по 10,6 м, перекрытыми коробовыми сводами из клиньев чистой тески, поставленными без раствора во избежание трещин при осадке. В то же время в Петербурге был построен ряд небольших каменных мостиков. Среди них необходимо отметить возведенные в 1815 г. два моста через Зимнюю канавку- мост пролетом 11,3 м на улице Халтурина и Эрмитажный, расположенный у берега р. Невы, — по-видимому, по проекту, ранее выполненному архитектором Фельтеном. Оба эти небольших мостика увязаны с архитектурой набережных и с окружающими зданиями. Так же как и построенные несколько позже Верхний Лебяжий и Прачешный мосты, эти мосты отличаются простотой своего внешнего оформления — украшения состоят лишь из выступающего замкового камня и профилированного в виде вала карниза. Однако, несмотря на простоту, они привлекают к себе внимание своими плавными мягкими линиями.

В дальнейшем строительство каменных мостов продолжается в небольших размерах. В 1835 г. был закончен Прачешный мост у Летнего сада, состоящий из трех коробовых сводов. Гранитный массив моста с его плавными очертаниями хорошо увязывается с гранитными столбами и стройным узором известной фельтеновской решетки Летнего сада.
Однотипные трехпролетные мосты с подъемной частью в среднем пролете на Фонтанке постройки 1782-1788 гг. в дальнейшем подверглись перестройке ввиду плохого общего состояния, а также и потому, что отпала надобность в подъемной части. При перестройке они сохранили свой общий вид, за исключением Аничкова моста. Последний, расположенный на Невском проспекте, был реконструирован в 1841 г.

После реконструкции он имел три арочных пролета 12,16 + 12,50 + 12,16 л, перекрытых кирпичными сводами с гранитными облицовочными арками. С течением времени различие материалов-основного свода и фасадной арки этого моста привело к образованию между ними трещин, в которые из-за отсутствия хорошей изоляции затекала вода. В 1907-1908 гг. мост был вновь перестроен опять с применением различного материала в сводах и в облицовочной арке, но снабжен надежной изоляцией в виде свинцовых листов толщиной 0,5 мм между двумя слоями толя.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.



Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>