Город дворцов и парков

Обращаясь к личной практике, к своему опыту проектирования и реализации замыслов, нужно сказать, что отобрать наиболее характерные примеры «сквозного» развития мысли от ее зарождения до реализации — очень трудно.


Из ряда сооружений и комплексов, осуществленных до войны и в послевоенный период, хотелось бы остановиться на нескольких, различных по своей программе, чтобы на основе их анализа выявить некоторые общие методические положения и индивидуальные особенности.
С этой точки зрения могут представить известный интерес такие сооружения, как вокзал в городе Пушкине, станция ленинградского метрополитена «Автово», жилой дом на набережной реки Карповки в Ленинграде и застройка жилых кварталов в правобережной части Магнитогорска.

Если на творческий замысел жилого дома на Карповке, станции метрополитена «Автово» и жилого комплекса в Магнитогорске исторические ассоциации и сопоставления с окружающей средой не могли оказать непосредственного воздействия, то они существенно повлияли на процесс создания вокзала в Пушкине.
Пушкин — город дворцов и парков, где прошли годы юности великого поэта, это город, в котором строили Растрелли, Кваренги, Камерон, Стасов, Шустов. Послевоенные работы по перепланировке, реконструкции и восстановлению начались здесь с вокзала и площади перед ним. Необходимо отметить, что специфика города-музея определяла несколько необычный характер вокзала, через который в летние месяцы проходят десятки тысяч людей. Это требовало в первую очередь найти такое решение, которое максимально способствовало бы пропуску больших пассажирских потоков.

Приемы решения фасадов, вытекающие из так называемого «кирпичного» строительства, не свойственные новым конструкциям и методам строительных работ, неизбежно вносят фальшь в архитектуру здания и затрудняют строительство его индустриальными методами.
В этой связи необходимо сказать о первом в Ленинграде опытном крупнопанельном бескаркасном доме, сооруженном в 1955 году на Щемиловке. Проект дома и его осуществление убедительно выявили прогрессивные черты этого индустриального вида строительства. Возведение пятиэтажного 30-квартирного жилого дома из крупных изготовленных на заводе панелей за 104 дня свидетельствует о совершенствовании проектирования и техники монтажа.

Следовало ожидать, что для этого вполне современного — с точки зрения строительной техники — дома архитектором будут найдены новые приемы решения архитектуры здания в целом и, в особенности, деталей.

Однако этого не получилось. Наружные стеновые панели облицованы плитами естественного полированного гипса, который сам по себе является достаточно декоративным материалом. Однако автор проекта счел необходимым ввести в панели верхних трех этажей орнамент из светлых керамических плит. Это усложнило строительство и ухудшило внешний вид дома. Кроме того запроектированы балконы с тяжелыми литыми поддерживающими кронштейнами, выпадающими из общего характера здания. Неудачны также перила лестниц и другие детали.
Методы строительства, применяемые материалы и конструкции не могут не оказывать непосредственного влияния на развитие архитектуры. Только вдумчивое изучение и понимание возможностей, скрытых в новом материале, в новой конструкции, помогут найти новые архитектурные решения, правдивые в самом своем существе, основанные на гармоническом сочетании удобства и красоты.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.



Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>