Север настораживал одним своим названием. Не сожмут ли магистраль неприступные горы? Достанет ли строительных материалов? Справятся ли строители с северными трудностями?
Можно представить, как нелегко было побороть сложившееся, достаточно прочно укрепившееся мнение. Но А.А. Побожий не отступил. Ибо его убеждение было твердо: надо выбрать северный обход. Он исходил эти места еще в 30е и 40е годы, добирался до самых глубинок на оленях и лошадях и поверил, что работать и жить там можно. Решающим фактором было то, что именно на севере располагается главное богатство Амурской области лес. Ближе к Транссибу он был уже в значительной части вырублен. Зачем же вести трассу по бесперспективным районам? Изыскатель мыслил государственными масштабами и верил в свою правоту.
Оставалась спорной экономическая часть проекта. Стоимость прокладки пути в обоих направлениях примерно одинакова, зато на юге будет работать безусловно легче. А.А. Побожий опровергает и эту точку зрения. Острый взгляд изыскателя замечает при южном обходе и недопустимо крутые склоны, и возможности осыпей, и так называемые прижимные участки, когда река чуть ли не вплотную подходит к горам, и тогда либо в ее пойме надо вырубать балку, либо делать насыпь. Первое грозит обвалами, второе сужением русла, а значит, размывом берегов.
Нет, не надо бояться «севера», убеждал Побожий, преимущества, которые несет этот вариант, вполне окупят возможные трудности. И эта точка зрения победила. На новых картах магистраль поднялась вверх на несколько сотен километров и теперь идет по северной оконечности искусственного моря, экономя огромные средства на земляных работах, приближая трассу к зеленым богатствам края.