Специфика работы рельсовых кранов определяется многими факторами, основными из которых являются: конфигурация возводимого здания в плане, технология монтажа строительных конструкций и оборудования, рельеф площадки, очередность сооружения отдельных объектов в комплексе зданий.
Различное сочетание отмеченных факторов создает многообразие условий, которое наблюдается, например, при строительстве жилых, гражданских и культурно-бытовых сооружений, обслуживаемых рельсовыми кранами. Этими кранами приходится монтировать Т-, С-, Г-, П-, Н-образные здания, работать на площадках со значительными уклонами, обслуживать одновременно несколько зданий в потоке, последовательно возводить дома, расположенные на одной площадке и т. д.
Строительство жилых и гражданских зданий, в том числе сборных крупнопанельных, осуществляется за относительно короткое время, что определяет более высокие расходы на механизацию с применением рельсовых кранов, чем при возведении промышленных сооружений. В указанных условиях особенно важно выбрать правильную схему установки кранов у объекта и самый эффективный способ перебазирования кранов без демонтажа, перевозки и монтажа на новом месте работы.
В настоящее время находят большое распространение типовые проекты жилых зданий, предусматривающие их прямоугольные очертания в плане. Однако при строительстве жилых массивов и периметральной застройке кварталов на магистралях, площадях, межквартальных проездах будут и в дальнейшем возводить сложные здания, создающие законченные архитектурные ансамбли по типу кварталов Чоколовки в Киеве, Автово в Ленинграде, Юго-запада в Москве и др.
Помимо данного оформления застраиваемых кварталов, широко практикуют блокировку прямоугольных зданий в отдельные замкнутые ансамбли с озелененными дворовыми участками; по своей планировке они имеют много общего с периметральной планировкой.
При строительстве зданий сложной конфигурации или группы прямоугольных зданий, расположенных близко друг к другу, возникает необходимость перемещать краны по криволинейным путям малого радиуса. При посекционном возведении одного здания или последовательном монтаже нескольких зданий целесообразно передвигать башенные краны с поворотом на параллельные или пересекающиеся пути без разборки.
Аналогичная схема работы с использованием поворотных приспособлений применяется также при сооружении сложных промышленных объектов. Кроме того, здесь появляется необходимость устанавливать башенные краны внутри или вне одноэтажного многопролетного здания.
Наряду с периметральной застройкой все чаще встречается свободная планировка, использованная, например, в кварталах 9 и 12 показательного строительства в районе Новых Черемушек.
Рассредоточенное и торцовое расположение зданий внутри квартала увеличивает количество перемещений кранов (иногда с их демонтажем) и сопровождается удлинением подкрановых путей.
В таких случаях необходимо сопоставить эффективность эксплуатации башенных и мобильных гусеничных или пневмоколесных кранов и выбрать наиболее экономичный вариант.
Если безрельсовые краны по каким-либо причинам нельзя применить, то должна быть проанализирована возможность перемещения рельсового крана по временному перегонному пути без разборки. При этом нужно провести сравнение показателей трудоемкости, стоимости и продолжительности перебазирования крана данным способом и с помощью демонтажа, перевозки и монтажа.
Компактное расположение зданий по контуру квартала в строчку создает предпосылки к более эффективному использованию рельсовых кранов.
Расположение зданий предполагает устройство подкрановых путей большой длины или перебазирование кранов с их разборкой. Чтобы уменьшить протяженность путей или создать для кранов возможность обслуживать несколько зданий с одних и тех же путей, можно воспользоваться, не нарушая градостроительных требований, более рациональными планировочными решениями, позволяющими сократить количество занятых кранов на 30-50%.