Звездообразное и ступенчатое расположение зданий с большими разрывами между ними осложняет условия размещения рельсовых кранов, а также увеличивает трудоемкость и стоимость их перебазирования. Для сокращения расходов на механизацию следует применять компактное расположение зданий при ступенчатой планировке; разрывы между зданиями в поперечном направлении должны быть не более 40 м, а в продольном — минимальными, отвечающими требованиям градостроения и пожарной безопасности.
Необходимость движения башенных кранов по криволинейным рельсовым путям малого радиуса или перемещения на параллельные и пересекающиеся пути может возникать при возведении школ, больниц, торговых помещений и других культурно-бытовых объектов, планировочные решения которых во многих случаях бывают сложными.
Это вызывает необходимость применять башенные краны с переводными устройствами.
Чтобы полностью использовать существующий парк башенных кранов грузоподъемностью 1,5-3 т, при монтаже указанных зданий с элементами весом до 3 г приходится работать на минимальном вылете стрелы. Такая схема организации монтажа заставляет перемещать краны по криволинейным путям малого радиуса вокруг зданий для обслуживания мертвых зон в плане.
В некоторых случаях при монтаже строительных конструкций и технологического оборудования промышленных сооружений возникает необходимость переводить башенные краны на пересекающиеся пути, расположенные перпендикулярно друг к другу.
В процессе возведения объектов доменных цехов из-за нехватки места на строительной площадке тяжелые башенные краны, как правило, собирают на монтажном рельсовом пути, уложенном под углом к рабочему. Монтажные пути нередко используют для обслуживания других объектов, в частности скрубберов, а также при укрупнительной сборке монтируемых конструкций.
На строительстве многопролетных цехов среднего и тяжелого типа башенные краны перемещают из одного пролета в другой по временным путям, расположенным перпендикулярно рабочим путям.
Перебазировать башенные краны на параллельные и пересекающиеся рельсовые пути требуется также и при сооружении химических, нефтеперерабатывающих комбинатов, в том числе при сдаче их в эксплуатацию очередями с последовательным использованием одного и того же монтажного оборудования.
Когда строительство осуществляется на пересеченной местности со значительными уклонами, более 5°, возникает необходимость уменьшить объем земляных работ при устройстве рельсовых путей. Поэтому здесь предусматривают движение кранов параллельно горизонталям или применяют специальные приспособления для перемещения крана по вертикали и уклону.
При сооружении зданий, расположенных на уступах (когда в вертикальных отметках каждого уступа имеется небольшая разница), наиболее эффективным способом перебазирования крана на другие пути может оказаться подъем или опускание его по вертикали. При этом исключаются трудоемкие и продолжительные операции, предполагающие разборку, перевозку и повторную сборку крана или перебазирование по перегонным путям.
Условия возведения жилых зданий, в том числе сложной конфигурации в плане, характеризуются в первую очередь их конструкциями и принятыми темпами монтажа.
Массовые Г., Н-образные здания с кирпичными несущими стенами высотой до 5 этажей имеют длину 60-90 м.
По распространенной сейчас в практике строительства схеме монтажа здания указанных размеров разделяют на две захватки, примерно равновеликие по объему работ. Суточные потоки кирпичной кладки при темпе 6-7 дней на этаж колеблются в пределах 12-20 тыс. условного кирпича и соответствующего количества укладываемых в процессе возведения стен сборных железобетонных деталей, раствора, столярных изделий. Эти суточные потоки стеновых материалов может обеспечить один башенный кран СБК-1 даже при условии выполнения дополнительных транспортных операций.
Известно, что кран СБК-1, выполняющий одновременно с кирпичной кладкой подъемно-разгрузочные операции, может складывать за сутки около 18 тыс. кирпичей.