Приспособления для изгибания и выправки рельсов. Для изгибания и выправки рельсов применяют прессы различной конструкции. Самым распространенным и простым является железнодорожный пресс Министерства путей сообщения. Он представляет собой скобу с крюками; в середину скобы вварена гайка, где перемещается становой винт.
На конце винта закреплен глухарь с отверстием для рукоятки, с помощью которой вращается винт, и башмак с прорезью для упирания в головку рельса. Общий вес пресса 114,2 кг.
Винт проходит через два сухаря с нарезкой, которые размещены в захватах. На концах винта закреплены штурвалы, служащие для вращения винта, когда пресс снимают с рельса. Трещотка расположена посередине винта и оснащена собачкой. Собачка входит в зацепление с храповым колесом, насаженным на винт.
Захват представляет собой стойку, сваренную из двух швеллеров. Вверху стойки находятся скобы, в которые входит сухарь. В нижней части стойки к полкам швеллера приварены кулачки, расстояние между их опорными поверхностями 76 мм пригодно для размещения изгибаемого рельса.
В нерабочем положении захваты можно снимать с винта, так как пальцы сухарей свободно входят в отверстия скоб.
В рабочем положении оба захвата устанавливают на рельс и винтом с трещоткой стягивают их. При стягивании верхних частей захватов внутренние кулачки начинают изгибать рельс, опирающийся на внешние кулачки захватов.
Изогнув или выпрямив рельс, штурвалами освобождают захваты. При их вращении сухари, а следовательно, и верх захватов перемещаются в разные стороны. Когда захваты находятся в крайних положениях, их можно снимать с винта. Пресс обслуживают двое рабочих. Общий вес пресса 218 кг.
Выгибать рельсы без нагревания разрешается только в тех случаях, когда остаточные деформации растяжения не превышают.
Чтобы определить возможность выгибания рельсов заданного радиуса без нагрева, нужно графическим способом найти значение величины. Подставив в формулу значение L и В, определяют , сравнив его со значением — Если будет сохранено неравенство , то процесс изгибания без нагрева допустим, если это условие не выдержано, то изгибать рельс .можно только в горячем состоянии. Общий или местный нагрев должен производиться при температуре, не превышающей 1200°, окончание изгибания — при температуре выше 700°. Рельсы после изгиба следует охлаждать на воздухе при температурном режиме не ниже 0°. Для рельсов Р-43, имеющих ширину подошвы 114 мм, минимальный радиус закругления, выполняемого без нагрева, равен 7 м.
При строительстве зданий на местности с большими уклонами возникает необходимость перемещать башенные краны с одной монтажной площадки на другую, расположенную на другом уровне.